Методическая копилка

   Развитие межполушарного взаимодействия

Мозг – важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга: 

- обработка сенсорной информации, которая поступает от органов чувств,

- принятие решений,

-координация движений,

-внимание,

-память.

- мышление.

- восприятие и генерация речи.

 

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон.

Когда работа мозга нарушается, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое остается блокированным. Нарушается связь в работе полушарий.

У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак- нарушение речи.

В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.

Тест для определения наличия нарушений межполушарного взаимодействия.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

При неправильных ответах более 30% отмечается наличие нарушения межполушарного взаимодействия и его предрасположенность к речевым нарушениям.

 Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

• сжатая в кулак ладонь,

• ладонь ребром на плоскости стола,

• распрямленная ладонь на плоскости стола.

  Ошибки в данной пробе характеризуют наличие левополушарной недостаточности.

Занятия для развития межполушарного взаимодействия

Продолжительность занятий составляет от 5-10 до 20–35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Упражнения можно выполнять в любом порядке. Длительность занятий– 40–60 дней.

Упражнения:


1. Стук.

Стучать каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.»Потом левой рукой.

2. Колечко.

                        

 Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном направлении. В начале упражнение выполняется каждой рукой по отдельности, после двумя руками.

3. Кулак-ребро-ладонь.


Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. 

Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносить можно вслух или про себя.


4. Ухо—нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпускайте ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук зеркально.


5. Поза Наполеона.

Обхватываем себя двумя руками, меняем то правую,то левую руку.

6. Зеркальное рисование.


Предложить ребенку на чистом листе бумаге рисовать одновременно зеркальные рисунки или буквы по образцу.

 (пример: Прописи Трясоруковой Т. П.)

8. Птица.

Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводи их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

 Артикуляционная гимнастика в схемах


















Слоговая структура слова




Комментариев нет:

Отправить комментарий