понедельник, 18 января 2021 г.

Как выявить недостатки звукопроизношения
Уважаемые мамы и папы! Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к 5, но и к 6 годам. Часто причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического слуха и восприятия (ребёнок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их). Прежде чем приступать к исправлению неправильного звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребёнок произносит неверно и в чём выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение свистящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ц; шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ и сонорных звуков: Р, Рь, Л, Ль. У детей старшего дошкольного возраста чаще всего имеют место недостатки произношения этих звуков. Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, межзубно); в замене одного звука другим («шапка»- «сапка», «рак» - «лак»); в пропуске звуков («лопата» - «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется: «шуба», но «коска» («кошка»). Чтобы выявить у ребёнка недостатки звукопроизношения, предложите ему рассказать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно. Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции (Санки, ноСки, леС). Обязательно уточните, может ли ребёнок произносить звук изолированно, - для этого предложите повторить за вами тот звук, который ребёнок не произносит во фразовой речи или в отдельных словах. Подобная проверка необходима, чтобы выбрать путь устранения дефекта произношения. Так, если ребёнок опускает звук Р («сорока» - «соока»), сначала надо вызвать его или поставить, а затем закрепить в слогах, словах, предложениях и ввести в речь. При неустойчивом произношении звука (в одних словах он произносится верно, в других нет) или когда ребёнок правильно произносит звук изолированно, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить произношение звука, а затем закрепить в слогах, словах и фразовой речи. При замене одного звука другим, кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука Ш звуком С надо провести ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребёнка различать звуки С и Ш. Если звук произносится искажённо, следует выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное произношение. Затем звук закрепляется и вводится в речь. Помните, что работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трёх основных этапов: 1.подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика; 2. постановка (вызывание) звука; 3. закрепление звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, коротких стихах, небольших по объёму текстах (введение в речь). Чтобы научить ребёнка свободно пользоваться новым звуком в своей самостоятельной речи, необходим постоянный контроль за поставленных звуком со стороны взрослых: вслушивайтесь в речь своего ребёнка, поправляйте неправильно сказанные слова, следите за правильным звукопроизношением. Успехов Вам и терпения! Материал подготовлен на основе следующей литературы: 1. Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребёнка», М., 2010 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребёнок плохо говорит», М., 2008 3. Бурлакова М.К. «Советы логопеда». М., 2001 4. Шевцова Е.Е., Воробьёва Е.В. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1994 5. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми», М., 1994

Комментариев нет:

Отправить комментарий