понедельник, 18 января 2021 г.

Как организовать занятия с ребёнком дома
Уважаемые мамы и папы! Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребёнком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде, чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:  большое настольное зеркало, чтобы ребёнок мог контролировать правильность выполнения им артикуляционной гимнастики;  настольные игры, «Лото» различной тематики («Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.);  хорошо также приобрести наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинка);  разрезные картинки из 2-х и более частей;  вашим хобби до окончания компенсации недоразвития речи у ребёнка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, каталоги и пр.). Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию»;  для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки, игры или сделайте их сами;  тетрадь или альбом для наклеивания картинок и раскрашивания. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие в Сказочное Королевство» или «в гости к Незнайке». Плюшевый мишка или кукла тоже могут поиграть и «побеседовать» с малышом. Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:  игры на развитие мелкой моторики,  артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),  игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,  игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, по формированию лексикограмматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Иначе внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время. Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту. «Когда же можно всё успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено, чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами или картинками. Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше ещё раз просто сами повторите образец произношения этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребёнок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов! Материал подготовлен на основе следующей литературы: 1. Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребёнка», М., 2010 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребёнок плохо говорит», М., 2008 3. Бурлакова М.К. «Советы логопеда». М., 2001 4. Шевцова Е.Е., Воробьёва Е.В. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1994 5. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми», М., 1994

Комментариев нет:

Отправить комментарий