понедельник, 18 января 2021 г.

Фонематическое восприятие
Дорогие мамы и папы! Пройдёт совсем немного времени, и Ваши дети станут первоклассниками. Каждый из Вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учёба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое фонематическое восприятие будущего школьника. Что такое фонематическое восприятие? Это способность ребёнка воспринимать звуки, фонемы на слух и чётко их различать. Несовершенство фонематического слуха ведёт к проблемам с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме? Их множество: - замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»); - слитное написание предлогов («втрёх шагах…», «понебу…»); - написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»); - не дописываются окончания слов; - нет согласования слов («пришёл сентября»). Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Упражнения для развития фонематического восприятия: - повторение слоговых цепочек («Скажи, как я»: ТА-ТО-ТУ, КА-ПО-ТА, …); - выделение неправильно произнесённого слова: вагон – факон; вагом – вагон; - игры в рифмы; - определение лишнего слога: ПА-ПА-БА-ПА; - нахождение слов с заданным звуком; - выбор картинок с заданным звуком; - «Кто назовёт больше слов» с заданным звуком; - определение первого, последнего звука в словах; - игра «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова; - определение места звука в слове: начало, середина, конец слова; - «Буква заблудилась»: Маше БУДКА надоела, Маша БУДКУ не доела; - звуко-буквенный анализ слогов, слов (определение количества звуков в слове, их последовательность). Игры: «Назову звуки – ты составь слово», «Превращалки»: дом – ком – лом – лоб, ребусы, кроссворды. - деление слов на слоги; - различение твёрдых – мягких звуков, звонких – глухих звуков, смешиваемых звуков (С – Ш, З – Ж, Л – Р). При обучении детей чтению буквы называем как звуки. Материал подготовлен на основе следующей литературы: 1. Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребёнка», М., 2010 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребёнок плохо говорит», М., 2008 3. Бурлакова М.К. «Советы логопеда». М., 2001 4. Шевцова Е.Е., Воробьёва Е.В. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1994 5. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми», М., 1994

Комментариев нет:

Отправить комментарий